РОБОИ

||
 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Региональная общественная благотворительная организация инвалидов  «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: cerebral@mail.ru


 

О защите прав инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания*

Молчанова Л.Н., председатель правления РОБОИ
«Содействие защите прав инвалидов с последствиями ДЦП»

Вопрос

Слышали, что с 1 января уже не будет действовать закон (№122-ФЗ от 02.08.1995 г.), согласно которому директор интернатов нес ответственность за нарушение прав инвалидов, проживающих там. Вы писали о защите прав инвалидов по законам, которые действовали раньше. А что же теперь? В новом законе, который читали, трудно что-то понять. Как нам  защитить свои права? Мы часто боимся писать жалобы, т.к. администрации интернатов  не нравятся такие проживающие. 

Инвалиды с ДЦП, проживающие в ПНИ и ПВТ г. Москвы

Ответ

Ситуация непростая и, чтобы разобраться в этом, инвалидам необходимо осваивать  терминологию, используемую в новых нормативных актах, регулирующих отношения в этой сфере.
С 01.01.2015 Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 02.08.1995 утратит силу, т.к. вступает в действие Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442-ФЗ от 28.12.2013. Многие положения №122-ФЗ закреплены и в новом законе. Но теперь граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании, именуются «получателями социальных услуг», а юридические лица, осуществляющие такое обслуживание — «поставщиками социальных услуг».
По сути — это основные понятия, характеризующие рыночные отношения, в которых «получателям» сложно разобраться.
Например, в статьях 37 и 38  действующего Федерального закона №122-ФЗ от 02.08.95 (где речь идет  о контроле за деятельностью по предоставлению социальных услуг), применялись такие понятия, как «защита прав граждан пожилого возраста и инвалидов и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».  И было четко указано, что «действия или бездействие государственных органов, …а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы в суд».
В новом законе «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», вступающем в силу с 1 января 2015г.,  используются другие понятия.  Это: «права и обязанности получателей» (глава 3),  «права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг», и говорится только  о государственном и общественном контроле в сфере социального обслуживания (ст. 33, 34) в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и юридических лиц (в рамках отношений  получателей и поставщиков услуг).
И теперь инвалид, в случае нарушения его прав,  должен действовать не только как  «потребитель» социальных услуг, но и человек, знакомый  не только с  основами международного права, но и законодательства РФ, действующего в сфере социального обслуживания, защиты прав граждан. Не нужно бояться писать жалобы, защищая свои права, или права и законные интересы других инвалидов. Что нужно знать, хотя бы в минимальном объеме?

  • Конституцию Российской Федерации (статьи 44-48, гарантирующие государственную защиту прав и свобод человека и гражданина РФ, а также его право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной).
  1. Конвенцию ООН. Ратифицировав  Конвенцию ООН, Россия взяла на себя обязательства «обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности», а также «принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия» (ст. 4 Конвенции). Об этом мы уже подробно писали в №18 журнала за 2013 год. Учрежденный при ООН Комитет по правам инвалидов (КПИ) наделен полномочиями рассматривать индивидуальные жалобы, содержащие сведения о возможных нарушениях Конвенции государством-участником Протокола. Именно это дает право инвалидам-россиянам  обращаться с жалобами в Комитет при ООН. Раньше они этого права были лишены. Всю информацию о КПИ можно посмотреть на сайте: http://www.ohchr.org/ru/HRBodies/CRPD/Pages/ConventionRightsPersonsWithDisabilities.aspx

 

  1. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 №182-ФЗ). Часть первая  статьи 2 (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 №80-ФЗ) гласит: «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам». Безопасность граждан, реализующих свое право на обращения: гарантируется статьей 6  данного закона: «Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.» Более того,  запрещено направлять жалобу в адрес учреждения или должностного лица «решение или действие (бездействие) которых обжалуется.» (п. 6 ст. 8 №59-ФЗ).
  1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995, которым предусмотрено рассмотрение в судебном порядке всех споров: «по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты», а также споров, касающихся «иных прав и свобод инвалидов» (статья 32 «Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров»).

 

  1. Контроль и надзор за исполнением государственных стандартов социального обслуживания осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) в соответствии с «Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания.» (Далее —Административный регламент; Приказ Минтруда России от 31.07.2013 №336н.   Зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013 №31001). Аналогичные регламенты разработаны во всех регионах России.

 Предметом контроля и надзора является проверка соответствия деятельности учреждений социального обслуживания, объемов, качества социальных услуг, порядка и условий их оказания требованиям, установленным государственными стандартами социального обслуживания. По обращениям (жалобам) граждан и юридических лиц Рострудом проводятся внеплановые проверки, и «по результатам проведенных проверок деятельности учреждений социального обслуживания в случае выявления нарушений прав граждан и юридических лиц виновные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 50, 51 Административного регламента). В Главе V Административного регламента  есть информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых  должностными лицами (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции (статьи 53-54)  и подробно описана процедура обжалования (статьи 57-70).

  1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №28 от 30.03. 2013 г.  «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»,   распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. №487-р и  (Приложением №2 к Письму Минтруда №11-3/10/2-2305 от 23.04.2013 г.) утвержден План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с 2013 года уже проводится оценка качества работы организаций системы социального обслуживания. Пока, правда,  сложно оценить эффективность такого мониторинга.

 

  1. Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (№ 324-ФЗ от 21.11.2011), который вступил в силу с 15 января 2012. Инвалиды, относящиеся к категории малоимущих граждан, имеют право на оказание бесплатной юридической помощи. Бесплатную юридическую помощь оказывают только те адвокаты, сведения о которых внесены в Реестр адвокатов города/региона. Информацию о нем можно получить в Адвокатской палате или посмотреть в Интернете. Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться в одно из адвокатских образований, осуществляющих деятельность в регионе проживания. Их адреса можно узнать в районных судах и в любых юридических консультациях.
  • Кроме того, осталось неизменным положение об обязанности  администрации любого учреждения социального обслуживания обеспечивать инвалидам и гражданам пожилого возраста, проживающим в таком учреждении, «возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;» (подпункт 11) части первой статьи 12 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442-ФЗ от 28.12.2013).

  * © «Жизнь  с  ДЦП.  Проблемы  и  решения»,  4/2014 (24),  г. Москва

 

 

Вопрос о плате за предоставление социальных услуг в интернатах

 

From: андрей [mailto:ahgel@...r.ru]

Sent: Saturday, February 13, 2016 4:28 PM

To: cerebral@mail.ru

Subject: Мы инвалиды. Живем в пансионате.

 

ВОПРОС

 

Мы инвалиды, живем в пансионате.

Они нас этой статьёй и пунктами по оплате запугивают. Одним словом твердят то, что мы обязаны платить со Среднедушевого дохода. А если не будем платить, то нас в суд,

Раньше платили интернату с пенсии, а теперь мы должны платить и с пенсии и с ЕДВ.

С пенсии 75% процентов ( платили ) А теперь 75% со среднедушевого дохода:

Они уравнивают ЕДВ с ПЕНСИЕЙ и оттуда берут 75% процентов среднедушевого дохода.

Это обязательно надо так или можно по-другому платить?

Например, можно ведь платить только лишь с ПЕНСИИ, и брать оттуда 75% процентов, и платить из Среднедушевого дохода.

Или обязательно нужно уравнивать ПЕНСИИ с ЕДВ, и брать оттуда 75% процентов, и платить из Среднедушевого дохода?

Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг. Согласно пп. «ж» п.5 и п.13 Правил, при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации; доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.

Учитывая вышеизложенное, размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается одновременно, исходя из размера пенсии и других вышеуказанных выплат и определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.

Объясните нам, за что и сколько мы должны платить.

 

ОТВЕТ

 

Андрей, добрый день!

Порядок и условия оплаты стационарного социального обслуживания устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с Постановлениями Правительства).
Это отдельный и очень болезненный вопрос для всех инвалидов, проживающих в учреждениях стационарного социального обслуживания населения России.

Раньше размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан, проживающих в стационарных учреждениях, не мог превышать 75 процентов от установленной им пенсии (кроме участников ВОВ, для которых она не могла превышать 50%).

Проблема заключается в том, что одни регионы включали ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в установленную пенсию инвалиду, другие полагали, что ЕДВ – это компенсация за утраченные льготы и в размер пенсии (75% от которой забирает интернат) не должна включаться (т.к. часть суммы ЕДВ должна направляться на финансирование предоставления инвалиду набора социальных услуг (НСУ), дающих ему право и на санаторно-курортное лечение, лекарственное обеспечение и бесплатный проезд в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Об этом много лет спорят и инвалиды, и чиновники, и юристы, и поскольку Пенсионный Фонд РФ четко не определил положение о ЕДВ, в разных регионах РФ ее либо включали в суммарный размер установленной инвалиду/ребенку-инвалиду пенсии (при установлении ежемесячной платы за стационарное обслуживание), либо – нет: так, в Подмосковье, в течение почти 5 лет в одних интернатах ЕДВ возвращали инвалиду, в других – высчитывали из нее те же 75%.
Закон дал право каждому региону самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за предоставление социальных услуг (в зависимости от тарифов на эти услуги и прожиточного минимума в регионе).

С 1 января 2015 году вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (№442-ФЗ от 28 декабря 2013 г), согласно которому «финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату» (п.3 ст.30).

В законе четко указано, что «размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона» (п.4 ст.32), т.е. в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода.

А тарифы на социальные услуги и среднедушевой доход граждан в каждом регионе РФ заметно отличаются и устанавливаются региональными органами исполнительной и законодательной власти.

Постановление, на которое Вы ссылаетесь, касается только правил расчета при предоставлении таких услуг бесплатно, согласно ст. 31 закона № 442-ФЗ. И это очень важно, поскольку само предоставление социальных услуг, их стоимость – различны: они предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.

Просто в стационарных учреждениях социального обслуживания стоимость услуг рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно». Постановление вступило в силу с 1 января 2015 года.

Чтобы не было путаницы, уточним еще раз: среднедушевой доход определяется исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения, и рассчитывается путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за год на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина - это 1/12 суммы его доходов за расчетный период. Таким образом, это «усредненный» доход гражданина за 1 месяц текущего года.

Что в него включается (с 1 января 2015 года)? Среднедушевой доход рассчитывается на основании документов о составе семьи, о наличии (отсутствии) доходов членов или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. Учитываются в т. ч. доходы от сдачи в аренду имущества, от использования авторских или смежных прав, дивиденды, страховка, пенсии, стипендии. Сюда же относятся выплаты военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, компенсация за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выплаты по договорам опеки, попечительства, ренты, пожизненного содержания с иждивением. Доходы признаются до вычета налогов и сборов. И только если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины, установленной законом региона, или равен ей, то услуги предоставляются бесплатно.

А за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения (п.5 ст.32)

Среднедушевой доход неразрывно связан с прожиточным минимумом в регионах, и в каждом регионе свой прожиточный минимум, который необходим для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ регионов 1 .

Во всех регионах для граждан, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения, разработаны и утверждены: новые нормы питания, нормативы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; разработан и порядок утверждения тарифов на социальные услуги (на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг).
Предоставление социальных услуг осуществляется на основании Договора о предоставлении социальных услуг. Примерные формы Договора о предоставлении социальных услуг и Индивидуальной программы предоставлении социальных услуг были утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 874н от 10.11.2014.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и порядок взимания платы за предоставление социальных услуг также устанавливаются Договором.

Посмотрите, и очень внимательно изучите Договор на оказание социальных услуг, который Вы должны заключить с администрацией пансионата и который изменился с 2015 года. Повторяем: такие договоры и правила предоставления социальных услуг должны быть разработаны и утверждены во всех регионах РФ. Узнайте все об этом у администрации пансионата или в департаменте/министерстве социальной защиты населения Вашего региона. Это – открытая информация, и ее Вам должны обязательно предоставить.

 

Желаю удачи!
Людмила Никитична

 

 


1 Например, прожиточный минимум пенсионера в городе Москве на конец октября 2015 года составил 10670 руб., а в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2016 год он установлен в размере 11 428 рублей. В Подмосковье: на конец октября 2015 года прожиточный минимум составил для пенсионеров – 8071 рубль в месяц; а на 2016 год прожиточный минимум пенсионера в Подмосковье увеличили с 8,4 тысячи рублей до 8,95 тысячи рублей. В целом, по России прожиточный минимум для трудоспособного населения в 4 квартале 2015 года составил для трудоспособного населения 10187 рублей, для пенсионеров - 7781 рубль, для детей - 9197 рублей. По сравнению с 3 кварталом 2015 года он уменьшился на 221 рубль.

добрый день. я инвалид детства. ДЦП. так получилось что по достижению 18 лет. с детского интерната меня направили в НПИ. родственники не имеют возможности забрать меня. что мне делать? как мне выйти от туда????
ответить
Саша, если есть жилье, куда Вы могли бы переехать, то нужно просто написать заявление на имя директора ПНИ, или руководителю департамента соц.защиты Вашего региона: о том, что Вы хотите вернуться домой. К сожалению, Вы не даете никакой информации о родственниках, квартире и месте проживания. Если будет конкретная информация - обсудим. Людмила
ответить
 
веломобиль трехколесный МВХудожественно-публицистический сайт Елены Тюфтковой