РОБОИ

||
 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Региональная общественная благотворительная организация инвалидов  «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: cerebral@mail.ru


Квотирование рабочих мест для инвалидов: новые правила
(http://www.pro-personal.ru/journal/975/533709/)
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2013
Номер: №6
Автор: Сулейманова Г.В.
Рубрика: Кадровая практика
(по состоянию на 06.05.2013 года)

3 февраля 2013 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 11-ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов».
Этим законом внесены изменения в следующие законодательные акты:

  • Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «о занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости);
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов);
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Общая направленность всех изменений - помочь инвалидам в трудоустройстве и усилить ответственность работодателей и службы занятости населения за неисполнение обязанностей в этой сфере.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ

Изменение 1. Новые локальные нормативные акты.
Ранее работодатели были обязаны в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства. Теперь у работодателей появилась новая обязанность: принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах.?

 Ранее, ч.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов в редакции, действовавшей до 08.03.2013
 Теперь, ч.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов в редакции, действующей с 08.03.2013

 Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов

  Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов

Изменение 2. Новый состав информации, направляемой в органы службы занятости.
Раньше работодатели должны были ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Сейчас эта обязанность работодателей значительно расширена: требуется предоставлять информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

 Ранее, п.3 ст.25 Закона о занятости в редакции, действовавшей до 08.03.2013
 Теперь, п.3 ст.25 Закона о занятости в редакции, действующей с 08.03.2013
 Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
  • сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов
 Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
  • сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов

Изменение 3. Увеличение мер ответственности. внесены существенные изменения в ст. 5.42 КОАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Если раньше работодатель нес ответственность только за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, то согласно новой редакции этой статьи работодатель несет ответственность за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Увеличен и размер штрафа.

 Ранее, ч.1 ст.5.42 КоАП РФ в редакции, действовавшей до 08.03.2013
 Теперь, ч.1 ст.5.42 КоАП РФ в редакции, действующей с 08.03.2013
 Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.
  Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 руб.

Справедливости ради нужно сказать о том, что размеры штрафов существенно увеличены не только для работодателей, но и для органов службы занятости.

 Ранее, ч.2 ст.5.42 КоАП РФ в редакции, действовавшей до 08.03.2013
 Теперь, ч.2 ст.5.42 КоАП РФ в редакции, действующей с 08.03.2013
 Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.
 Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 руб.

НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Основной вопрос, волнующий работодателей в связи с изменениями в законодательстве: как эти изменения следует применять?
Нужно ли сейчас разрабатывать и утверждать новые локальные нормативные акты или можно внести соответствующие изменения в имеющиеся документы?
Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Напомним основные правила создания таких документов.
Правило 1. Локальные нормативные акты работодатель принимает в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Правило 2. В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Правило 3. Нормы локальных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. в таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.?
Отметим: в законодательстве нет четкого перечня локальных нормативных актов, которые обязательно должны быть у каждого работодателя. Не существует и типовых форм локальных нормативных актов. Состав и содержание локальных нормативных актов индивидуальны у каждого работодателя.
Традиционно выделяют три группы локальных нормативных правовых актов.
Группа 1. Локальные акты, прямо предусмотренные законом. В этих случаях законодательство определяет основное содержание, пределы, сферу, сроки их действия, порядок их разработки и т. д. работодатель обязан их разработать и утвердить.

Словарь кадровика Квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории



Группа 2. Локальные акты, предусмотренные иными нормативными правовыми актами, которые определяют вопросы содержания и процедуры принятия данных локальных актов.
Группа 3. Акты, не названные в нормативных документах, но активно используемые в практике.
В «стандартный набор» локальных нормативных актов обычно входят такие документы, как штатное расписание и правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Причем ПВТР могут включать в себя все особенности регулирования труда в конкретной организации и содержать подробные разделы по оплате труда, режиму рабочего времени аттестации работников, правилам охраны труда и т. д. Некоторые работодатели предпочитают по отдельным вопросам принимать отдельные локальные акты - положения об оплате труда и премировании, об аттестации работников, о предоставлении отпусков, о прохождении испытания и др.
Изменения, внесенные в Закон о социальной защите инвалидов, обязывают работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Что это за локальные нормативные акты, каков порядок их разработки и утверждения - в Законе не сказано. Полагаем, что в этих условиях каждый работодатель решает эти вопросы самостоятельно.

Так, можно включить новые положения в действующие ПВТР. А можно разработать и утвердить отдельный документ, например Положение о квотировании или Положение о трудоустройстве инвалидов, или Положение о рабочих местах для трудоустройства инвалидов и т. п.

Кстати сказать

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ необходимо обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
Расходы работодателя по созданию рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты могут быть компенсированы органами службы занятости в рамках финансирования целевых программ по снижению напряженности на рынке труда.
Так, в 2011 г. размер выплат работодателям из федерального бюджета на оснащение оборудованием рабочего места под конкретного человека составлял 50 тыс. руб.
С января по декабрь 2011 г. по программе заключены договоры с 11,0 тыс. организаций. В рамках договоров на оснащенные оборудованием рабочие места трудоустроено 10 730 инвалидов (официальная информация Роструда. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда за январь - декабрь 2011 г.).

Как в настоящее время изменилась процедура квотирования рабочих мест?

Общая регламентация процесса квотирования, как мы уже выяснили, в настоящее время происходит на уровне локального нормотворчества. в локальном нормативном акте работодатель должен предусмотреть основные этапы этой процедуры.

Заключение договора о квотировании

Квотирование рабочих мест осуществляется на основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления и работодателями. Такой договор содержит в числе прочих следующие обязательные сведения:

  • наименование рабочего места;
  • категория граждан, для которой созданы рабочие места;
  • санитарно-гигиенические требования и рекомендации медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда;
  • источники финансирования;
  • санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора.

Издание приказа о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Как правило, на практике после подписания договора о квотировании работодатель издает приказ по основной деятельности о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В таком приказе нужно не только указать, сколько рабочих мест резервируется в счет квоты, но и конкретно перечислить профессии, специальности, должности в соответствии со штатным расписанием организации.
Обратите внимание: согласно ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов работодатели должны проводить резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в соответствии со специальным Перечнем таких профессий (см. постановление Минтруда России от 08.09.1993 № 150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»).
Поскольку квота устанавливается ежегодно, то и приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов нужно издавать ежегодно после подписания очередного договора.

Утверждение плана мероприятий по организации дополнительных рабочих мест

Словарь кадровика Специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов


Если договор о квотировании рабочих мест для инвалидов предусматривает создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то, помимо издания приказа, рекомендуем разработать план мероприятий по организации дополнительных или переоборудованию имеющихся рабочих мест.
Чтобы применять труд инвалидов, работодателю зачастую необходимо не только изменить само рабочее место инвалида, но и изменить отдельные элементы интерьера, которые могут быть неудобны для инвалидов, иначе организовать офисное пространство и служебные помещения.

Например, нередко требуется установить пандус на входе, расширить дверные проемы, переоборудовать туалеты или создать доступные места парковки.

В плане мероприятий по организации дополнительных или переоборудованию имеющихся рабочих мест для трудоустройства инвалидов следует подробно расписать все мероприятия с указанием срока, ответственных за их осуществление и источниках финансирования.

Согласно новой редакции Закона о занятости работодатель должен предоставлять в службу занятости информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов. В какие сроки и по какой форме нужно направлять такую информацию?


Работодатель ежемесячно отправляет в службу занятости информацию о вакансиях и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Для такого рода сообщений региональные органы службы занятости разрабатывают определенные формы и устанавливают сроки их предоставления.
Например, в Санкт-Петербурге такая информация предоставляется в центры занятости населения не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, по установленной форме (распоряжение Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 15.07.2010 № 177), в ростове-на-Дону - до 5-го числа следующего за отчетным месяца (постановление Правительства ростовской области от 01.06.2012 № 476 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в ростовской области»). А в Москве работодатели предоставляют такую информацию не ежемесячно, а ежеквартально - до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве - Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).
Можно предположить, что и для информации о локальных нормативных актах органы службы занятости разработают соответствующие формы и установят сроки представления. Поскольку сами локальные нормативные акты представлять не нужно, полагаем, что будет достаточно указать сведения о том, что такие документы утверждены.

 
веломобиль трехколесный МВХудожественно-публицистический сайт Елены Тюфтковой